8 800 555 03 75
7 июля. Большие гастроли в Тихвине

7 июля. Большие гастроли в Тихвине

Вечером 7 июля во Дворце культуры в честь дня рождения Тихвина состоится уникальный концерт «Созвездие Римского-Корсакова» Московского театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Города побратимы:

  • Эрувиль, Франция
  • Троса, Швеция
  • Иматра, Финляндия
  • Олеснице, Польша
Ганзейский союз

Тихвин – город
Ганзейского союза

Вечером 7 июля во Дворце культуры в честь дня рождения Тихвина состоится уникальный концерт «Созвездие Римского-Корсакова», подаренный городу его стратегическим партнером группой компаний «ИСТ» и Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности при Министерстве культуры РФ. В исполнении артистов Московского театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко прозвучат произведения из опер российских композиторов. Нам удалось пообщаться с генеральным директором театра Ара Карапетяном и главным дирижером театра Феликсом Коробовым.

На родину гения

 

– Часто ли ваш театр практикует региональные гастроли, тем более, в небольшие города, такие как Тихвин?

Ара Карапетян (А.К.): – Мы не часто бываем в городах, которые у нас принято называть «малыми городами России». Оперный театр все-таки достаточно громоздкий организм, и любые его гастроли – дело очень дорогостоящее. А вот в областных центрах России мы бывали неоднократно, особенно в период реконструкции нашего здания. Сейчас Министерство культуры пообещало возвратиться к практике поддержки гастрольной деятельности по России, и мы надеемся, что будем чаще гостить в провинции, равно как и принимать гостей на нашей сцене. К сожалению, в последние лет 5-7 мы гораздо чаще выезжали за рубеж, чем в российские города. Но мы очень хотим знакомить с нашим театром жителей России.

– В 2014 году Тихвин отмечает 170 лет со дня рождения Николая Римского-Корсакова, родством с которым город по праву гордится. Собираетесь ли Вы побывать в доме-музее композитора, пройтись по местам, где он провел свои детские и юношеские годы?

А.К.: – Конечно, мы все планируем посетить дом, где родился Римский-Корсаков! Я, кстати, выпускник санкт-Петербургской консерватории, которая носит имя этого великого композитора.

– Феликс Павлович, а Вам доводилось бывать в наших краях? Каких впечатлений Вы ждете от поездки?

Феликс Коробов (Ф.К.): – Нет, в Тихвине бывать не приходилось, хотя историю города знаю достаточно хорошо. Вообще я человек туристический и любые гастроли, особенно в незнакомые места, всегда использую как возможность посмотреть город, побродить по музеям и подышать воздухом. Несомненно, если позволит время репетиций, постараюсь выбраться в музей Римского-Корсакова или любой другой интересный музей города.

 

Любимцы московской публики

 

– Есть ли в репертуаре Вашего театра произведения Римского-Корсакова?

А.К.: – У нас сейчас две его оперы: «Майская ночь» и «Сказка о царе Салтане». Вторая идет у нас с 1997 года. Уже сменились поколения исполнителей и зрителей, но спектакль по-прежнему пользуется большой любовью публики. Оба спектакля, кстати, поставил наш художественный руководитель оперы – Александр Титель.

– Чего Вы ожидаете от поездки в Тихвин?

А.К.: – Выступить в Тихвине – на родине Николая Андреевича Римского-Корсакова, одного из самых великих русских композиторов – огромная честь для нашего театра! Мы надеемся, что тихвинцам будет интересно выступление наших артистов, они ведь познакомятся и с молодыми, и с ведущими солистами театра. Многие из них являются «любимцами» московской публики, будем надеяться, что и на земле Римского-Корсакова они выступят достойно. Нам вообще интересно как можно шире представлять театр, который сегодня находится в хорошей творческой форме и очень любим москвичами. Но мы хотим встречаться с новой публикой, это всегда своего рода проверка: ты выходишь на сцену не перед теми, кто тебя уже знает, а перед теми, чье внимание и чью любовь ты должен завоевать.

– Феликс Павлович, как часто в своей работе Вы обращаетесь к творчеству нашего земляка, и какую роль он сыграл на Вашем творческом пути.

Ф.К.: – Можно сказать, что с Римского-Корсакова началась моя театральная биография. Первая постановка, на которую я был приглашен в театр Станиславского и с которой началась моя жизнь здесь, – «Золотой петушок» в постановке Александра Тителя и Владимира Арефьева. Так сложилось, что из всего творческого наследия Николая Андреевича, в моем репертуаре одновременно в двух театрах (театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и театр «Новая опера») было пять опер: «Золотой Петушок», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери», «Майская ночь». Это, с одной стороны, – своеобразный рекорд;  но, с другой, – только треть оперного наследия композитора.

 

В компании классиков

 

– Программа, которую Вы везете в Тихвин, была подготовлена специально к визиту в наш город. И название у нее символическое – «Созвездие Римского-Корсакова».

А.К.: – Это программа русской оперной музыки, и это наш сознательный выбор. Римский-Корсаков – важнейшая и во многом ключевая фигура для русской оперы. В его наследии не только богатство сюжетов: от исторических до сказочных, – но и невероятное многообразие музыкального языка. «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Садко», «Золотой петушок», – ведь это оперы с совершенно разной музыкальной лексикой, они представляют разные музыкальные эпохи и стили. Поэтому нам казалось логичным представить слушателям не только музыку Римского-Корсакова, но и других русских оперных классиков.

Ф.К.: – Римский-Корсаков был и выдающимся и разным. Это вообще уникальное явление музыкальной культуры. Скованный многочисленными формальными рамками – «Могучей кучкой», Консерваторией, необходимым просветительством – он был при этом абсолютным гением, который не только улавливал все минимальные движения в мировой музыкальной культуре, но и сам влиял на них. У него есть страницы, написанные стилистически так, как в то время (и даже иногда намного позже) мыслили и писали на Западе. Яркий пример – разница в инструментовке и композиторских принципах «русских» (первого и третьего) актов «Золотого петушка» со вторым – «заграничным» и «неведомым» – актом оперы. Именно эта необыкновенность и «аусслендише» дала ему повод написать в нетрадиционной на тот момент для русской музыки манере и мелодике. Это же абсолютно французская импрессионистическая музыка! 

– Влияют ли запросы публики на манеру исполнения музыкантов?

Ф.К.: – Не влияют. На манеру исполнения (хотя я предпочел бы слово «стиль») влияет композитор, эпоха, само произведение, интерпретация дирижера, солистов, иногда даже место исполнения.

– Правда ли, что при современном прочтении, порой, выкидывается от 10 до 40 процентов нотного текста? Как в этом отношении с произведениями Римского-Корсакова?

Ф.К.: – Не понимаю, что значит «современное прочтение»? Современные постановки, как и старые, никак не отличаются по отношению к нотному тексту. Во все времена в опере и тем более в балетах существовала практика купюр и пропусков, очень часто узаконенных самими авторами.  Более того, по просьбе постановщиков композиторы часто дописывали эпизоды для нужд балерин или машинерии, как например 16 ненужных тактов, повторяющихся в «Золотом Петушке» просто для того, чтобы в старом театре успели вытащить из люка Шемаханскую Царицу; Римский Корсаков вклеивал этот листок в уже напечатанную партитуру – это видно.

– Вносите ли Вы что-то от себя при работе над новой для оркестра партитурой?

Ф.К.: – Ничего «от себя» не вносит только компьютер, в который закладывается нотный текст и который механистично исполняет его электронными сэмплами. Каждый музыкант, исполняя любое произведение, и не только Римского-Корсакова, проживает его своим сердцем, своими эмоциями, своими чувствами и опытом – в этом и есть понятие интерпретации.

 

Как победить эстраду?

 

– Сложно ли сегодня бороться за молодежь с современной российской эстрадой? Вы как-то растите своего зрителя?

А.К.:– В нашем театре есть и образовательные программы для юных зрителей: «Знакомство с оркестром» и «Путеводитель по оркестру» (билеты на них, кстати, разлетаются молниеносно), и специальные мероприятия для детей, которые мы проводим в рамках Европейских дней оперы, к примеру. И главное, у нас в театре довольно много молодой публики на наших репертуарных спектаклях. Это самое ценное. Мы не боремся как-то специально с эстрадой: мы просто стараемся качественно делать свое дело. Кроме того, ведь оперные и балетные артисты – такие же современные люди, как те, что приходят на наши спектакли. Им есть, о чем поговорить друг с другом, просто оперные и балетные артисты делают это при помощи своего искусства.

– В Тихвине Вы устраиваете еще и мастер-класс для детей, учащихся в школе искусств и посещающих творческие кружки и студии. О чем Вы будете беседовать с ребятами? Готовы к острым вопросам?

А.К.: – Беседовать будем о музыке и театре, к острым вопросам готовы всегда!

– Феликс Павлович, какой совет Вы могли бы дать подрастающему поколению?

Ф.К.: – Читать, читать и читать.

– И напоследок, что бы Вы пожелали тихвинцам в эти праздничные дни?

А.К.: – Счастья, здоровья и удачи!

 СПРАВКА:

Феликс Коробов

Родился в 1972 году в Иркутске. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу виолончели, по специальности оперно-симфоническое дирижирование и аспирантуру МГК по специальности струнный квартет. С сентября 2004 года – главный дирижер Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Активно гастролирует как дирижер и виолончелист. Сотрудничал с симфоническими оркестрами разных стран.

 Ара Карапетян

Родился в 1969 году в Ереване. В 1992 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. Дирижировал в Музыкальном театре Санкт-Петербургской консерватории, в Пермском академическом театре оперы и балета. С 1997 начал работать в Московском академическом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 2013 года – генеральный директор театра. Музыкальный руководитель мюзикла «Норд-Ост» (2001, Москва).

 Начало большого концерта в тихвинском ДК, вход на который будет по бесплатным пригласительным билетам, – 7 июля в 19 часов.